- Бюджетные откатные ворота своими руками
- Выбор откатных ворот: основные критерии
- Содержание
- Особенности конструктива откатных ворот
- Критерии выбора откатных ворот
- Выбор автоматики для откатных ворот
- Вывод
- Откатные ворота своими руками: теория и опыт участников портала
- Выбираете энергоэффективные решения?
- Геотермальный тепловой насос EU (старт/стоп)
- Геотермальный тепловой насос IQ (псевдоинвертор)
- Геотермальный тепловой насос IQ (инвертор)
- Конструктив
- Технология изготовления
- Фундамент
- Створка
- Как рассчитать ширину въездных ворот: личный опыт
- Выбираете энергоэффективные решения?
- Геотермальный тепловой насос EU (старт/стоп)
- Геотермальный тепловой насос IQ (псевдоинвертор)
- Геотермальный тепловой насос IQ (инвертор)
- Оптимальная ширина въездных ворот
- Расчёт оптимальной ширины распашных и откатных ворот
Бюджетные откатные ворота своими руками
Если выбор материала и конструкции забора — это всегда некий компромисс между желанием и возможностью, то на входной группе — калитке и воротах – экономить не принято. Чтобы уменьшить затраты на строительство, но получить гарантированный результат, пользователи FORUMHOUSE обычно предпочитают делать всё своими руками.
Поэтому темой этой статьи станут пользующиеся популярностью откатные ворота, в доступных для самостоятельного повторения вариантах, которые не разорят семейный бюджет.
Откатные ворота. Вариант 1
Участник нашего портала с ником max68.2011 решил сделать своими руками откатные ворота. Только не обычные, а с верхним подвесом и, тем самым, избавиться от ряда недостатков, присущих обычным откатным воротам.
Я изучил ряд тем на нашем портале, а также ознакомился с предложениями изготовителей промышленных откатных ворот, с нижним расположением роликовой тележки. Всё не то. Меня не устраивает, что приходится чистить снег, лёд и грязь из-под балки под роликовую тележку. А в стандартных подвесных откатных воротах с верхней балкой существует ограничение по высоте проёма. Выход – сделать что-то своё, сравнительно дешевое и без перекрытия створки ворот (см. чертеж).
Фундамент из бетона под стандартные откатные ворота пользователь залил ещё на стадии строительства бюджетного забора. Исходные данные:
Выбор откатных ворот: основные критерии
Въездная группа с надежными воротами является атрибутом любого загородного участка с домом, будь это сезонная дача или коттедж для круглогодичного проживания. Вариантов реализации ворот несколько, однако, в последние годы все больше домовладельцев отдают предпочтение откатным конструкциям. Специалист Группы компаний «АЛЮТЕХ» поможет разобраться с критериями выбора и нюансами автоматизации откатных въездных ворот.
Содержание
Особенности конструктива откатных ворот
В отличие от распашных ворот, створки которых распахиваются на улицу или во двор, у откатных ворот полотно сдвигается вбок, параллельно забору. Существует три модификации откатных ворот:
В частной сфере используются преимущественно консольные откатные ворота, характеризующиеся рядом преимуществ.
Меня интересует возможность изготовления и монтажа консольных откатных ворот на проем 7.5 м шириной и высотой 1.8-1.9 м! Реально такие ворота исполнить или нет? И какой вес полотна получится на озвученный проем?
Ну а почему нет. Изготавливали и перекрывали на проем 12 метров. Средняя балка норма рассчитана на вес ворот до 600 кг и на длину до 13 м (вес металла и профлиста 300 кг, плюс консоль).
Некоторым ограничением может выступать противовес, который добавляет створке еще треть длины – при проеме в четыре метра длина створки с противовесом будет около пяти с половиной метров. То есть, чтобы ворота открылись полностью, вдоль забора должно быть свободно минимум шесть, а лучше, шесть с «копейками» метров.
Что касается сложности конструкции, на которую зачастую пеняют, она несколько преувеличена, даже при самостоятельной реализации особых проблем ни с комплектующими, ни со сборкой и установкой, ни с эксплуатацией не возникает.
Этим летом сотворил себе откатные ворота. Могу поделиться дизайном: профнастил двусторонний (цвет одинаковый с обеих сторон, цена равна с односторонним) и краска по ржавчине того же RALа. Попадание в тон удивительное и ложится на ржавчину. ну, как порошковый окрас выглядит, сохнет на отлип минут 10-15. До чего дошел прогресс! Сам любитель и ворота первые, но выглядят, как не я делал! Со двора немного напоминает железнодорожный вагон, но совершенно одного цвета – само совершенство сплошное! Односторонняя обшивка экономит вес (профнастил лист
10 кг, каркас ворот можно делать из трубы 40х40 мм, а не 60х40 мм) и соответственно стоимость. И то и другое нам на руку.
Но далеко не у каждого есть соответствующая инструментальная база и время на изготовление самодельных откатных ворот и в этом случае встает вопрос выбора готовой конструкции.
Критерии выбора откатных ворот
Как и любые другие, откатные въездные ворота эксплуатируются в жестких условиях – кроме рабочей нагрузки при циклах открытия-закрытия, на них круглый год воздействуют атмосферные факторы. К тому же въездная группа – своего рода «визитная карточка» участка, по которой будут оценивать владельцев. Поэтому к конструкции предъявляют достаточно серьезные требования.
Современные высокотехнологичные откатные ворота должны быть:
Только конструкции, характеризующиеся всеми приведенными параметрами, способны полностью удовлетворить запросы потребителей.
Рассмотрим подробнее каждый из параметров.
Надежность ворот зависит от нескольких слагаемых, прежде всего, от свойств материала, из которого изготовлен каркас, и способа соединения элементов. Если самоделки практически всегда сварные, то готовые ворота выпускают двух видов.
Алюминиевая конструкция не коррозирует, что особенно важно в условиях улицы, а отсутствие сварных швов – это привлекательный вид. От воздействия внешней среды крепеж и стыки защищены системой штапиков, что предотвращает возможность образования ржавчины. Для регулировки геометрии полотна на случай искривления предусмотрена тросовая растяжка. Благодаря тому, что профиль шины и рамы изготовлен единым элементом (без швов), повышается жесткость конструкции, исключается перекос и деформация несущего элемента, увеличивается срок службы ворот.
Также на надежность и долговечность влияет заполнение створки – это может быть и древесина, и металл, и сочетание этих материалов. В основном ворота подбираются под стилистику заграждения, хотя случается, что отталкиваются как раз от типа ворот, но это редкость. Как бы то ни было, металлу практически нет равных по надежности и прочностным характеристикам. Откатные ворота производятся преимущественно с металлическим заполнением – сэндвич-панелями, экструдированными или роллетными профилями, комбинацией таких материалов.
Практичность конструкций обеспечивается несколькими факторами.
За равномерное распределение нагрузки на створку в закрытом положении и защиту шины от загрязнений отвечает опорный ролик. Бесшумное передвижение створки обеспечивают полимерные роликовые опоры из стеклонаполненного полиамида. Они не только не подвержены коррозии, что защищает механизм от подклинивания, но и снижают нагрузку на подшипники. Доказанный испытаниями рабочий ресурс у полимерных роликовых опор составляет минимум 25000 циклов открытия-закрытия. Чтобы защитить створку от царапин, зачастую появляющихся при фиксации ворот в конечном положении, на улавливателях предусмотрены полимерные накладки. А в случае форс-мажора, например, удара автомобилем, в сборных алюминиевых воротах достаточно заменить поврежденный элемент. Тогда как стальную створку придется переваривать и перекрашивать полностью.
Презентабельность – с появлением современных технологий нанесения защитно-декоративных покрытий и огромной палитры цветов и фактур металл может выглядеть как натуральная древесина или любой другой материал. Покрытие также защищает изделие от ультрафиолета, перепадов температур, влаги и механических воздействий.
Критерий безопасности и комфорта эксплуатации стоит рассмотреть отдельно.
Выбор автоматики для откатных ворот
Хотя откатная створка отлично открывается и вручную, не создавая сложностей даже женщинам, детям и старшему поколению, все же гораздо комфортнее, когда все происходит автоматически. Для открытия (закрытия) будет достаточно легкого нажатия на брелок: вам не придется выходить из машины и тратить дополнительное время. Автоматизировать откатные ворота значительно проще и дешевле, чем распашные. Главным элементом системы управления является привод.
Чтобы система автоматизации откатных ворот исправно функционировала годами, при выборе привода нужно обращать внимание на несколько базовых параметров.
Даже в стандартной комплектации автоматика не только повышает уровень комфорта, но и обеспечивает безопасность эксплуатации откатных ворот. При этом стоимость базового комплекта автоматики с приводом, монтажным набором, пультами ДУ и ключами разблокировки в рамках общего бюджета, выделяемого на откатные ворота, не столь значительна, чтобы отказаться от него в целях экономии.
Вывод
Откатные ворота – это современные конструкции, позволяющие экономить свободное пространство и характеризующиеся простотой эксплуатации. При выборе откатных ворот имеет значение надежность и долговечность, а также эстетика и практичность. Качество же конструкций зависит от производителя.
Откатные ворота своими руками: теория и опыт участников портала
Выбираете энергоэффективные решения?
Обратите внимание на геотермальные тепловые насосы FORUMHOUSE
Геотермальный тепловой насос EU (старт/стоп)
Геотермальный тепловой насос IQ (псевдоинвертор)
Геотермальный тепловой насос IQ (инвертор)
Если за рубежом вместо заборов зачастую – зеленые насаждения, разделяющие участки, и свободный подъезд к дому, то для наших дачных и коттеджных поселков характерны настоящие заборы по всему периметру и ворота. До недавнего времени подавляющее большинство ворот представляли собой распашную конструкцию, однако сегодня все большее распространение получает откатная разновидность. Среди участников портала FORUMHOUSE такие ворота тоже пользуются популярностью.
Конструктив
У консольных откатных (раздвижных) ворот – всего одна створка, которая съезжает (откатывается) в сторону, задвигаясь за полотно забора, не имея контакта с поверхностью. Это значительно экономит свободное пространство во въездной зоне. Кроме того, откатную створку можно снабдить автоматической системой и управлять ею посредством пульта, но даже ручное управление упрощает процесс открытия/закрытия, сохраняя хозяевам время и силы.
Также используются определенные доборные элементы:
Чаще всего встречается два способа крепления направляющей и роликов.
Как среди потребителей в целом, так и на нашем портале более востребована нижняя фиксация основного узла, хотя в определенных случаях не обойтись без верхней.
При всех достоинствах откатных ворот, существенным недостатком считается впечатляющая стоимость готовой конструкции – при заказе в фирме цена может «взлететь» и до сотни тысяч, в зависимости от сезона и выбранных материалов.
Кстати, золотые руки пригодятся не только для монтажа ворот, самостоятельно сделать дому фасад под фахверк, тоже реально.
Чтобы свести траты к минимуму, некоторые умудряются обойтись и без покупки главного узла – направляющей и роликов, заменяя их подручными приспособлениями (профиль, подшипники), но это редкость; покупные системы хоть и стоят ощутимо, но надежнее и «сюрпризов» от них ожидать не приходится. При выборе комплекта для откатных ворот учитываются габариты пролета и створки – чем она длиннее и тяжелее, тем мощнее должна быть направляющая и ролики. Если рабочие нагрузки превысят предельно допустимые, износ узлов ускорится, и они не успеют отработать вложенные средства. Что касается материала колесиков, то современный пластик не уступает металлу по прочности и долговечности (в нормальных условиях эксплуатации), но работает тише – открытие/закрытие идет без звукового сопровождения.
Технология изготовления
Откатные ворота – каркасная конструкция, «обшиваемая» отделочным материалом. Его выбор зависит от общего полотна забора и стилистики оформления всего участка, с одной оговоркой – вес. Это может быть металл, древесина, ковка, поликарбонат или комбинация нескольких видов, вписывающаяся в дизайн. Универсальный металлопрофиль для многих становится оптимальным вариантом и для основного полотна, и для ворот – он легкий, не требует особых профессиональных навыков, сочетается с любыми материалами, приемлемо стоит, долго служит.
Фундамент
Независимо от материалов, из которых будет створка, откатная система нуждается в надежном фундаменте – ролики монтируются на гладкую, зафиксированную в основу поверхность (закладная, банкетка). Для этих целей используется швеллер (обычно с 16 по 20), его длина составляет половину от ширины проема, плюс небольшой припуск (10-20 см). Более надежным считается ленточный фундамент под закладную, вырытый на глубину промерзания (в среднем 1,5 метра). Чтобы предотвратить растрескивание, ленту усиливают арматурным каркасом. К полкам швеллера также привариваются «столбики» из арматуры сечением 12-14 мм, длина кусков равна глубине траншеи. После установки опалубки и арматуры в траншею опускается швеллер, и лента бетонируется. По технологии, после заливки фундаменту нужно дать выстояться 28 дней, чтобы добиться марочной прочности.
Когда позволяет тип грунта, и нет опасности сильного пучения, можно обойтись и упрощенным вариантом – заливается не лента, а столбы, на те же 1,5 метра. Швеллер в этом случае фиксируется в бетоне либо арматурным каркасом, либо металлическими уголками, как у пользовательницы нашего портала с ником mona, создавшей на форуме ветку по теме откатных ворот.
Со стороны двора буром сделали два колодца – вплотную к фундаменту забора, глубиной по 1,5 метра, на расстоянии 2 метров друг от друга. Вставили в них закладные из уголков 10×10 (толщину железа не помню, но не менее 4 мм) и залили бетоном, над землей уровень получился 10 см (сам фундамент высотой 40 см).
В качестве опор – забетонированные металлические столбы, к которым в последствие приварятся поперечины и комплектующие. Материалом для основного полотна и створки выбран профлист – все металлические элементы конструкции окрашены в цвет изнанки. Изначально система на «ручном приводе», но чтобы в дальнейшем была возможность автоматизации без лишних манипуляций, над закладной из земли выведен ПНД кабель.
Створка
Створка состоит из полотна и противовеса – части, остающейся внутри забора даже при закрытых воротах, это обязательная деталь, обеспечивающая нормальную работу системы. Длина створки зависит от ширины проема, плюс противовес – еще ½ от ширины проема. Полотно должно входить в улавливающий ролик так, чтобы не образовывалось просветов и щелей между створкой и опорой.
По высоте ворота либо сливаются с общим полотном, либо входная группа ворота-калитка специально делается выше/ниже, все зависит от дизайна забора и рельефа участка. Когда предполагается общая линия заграждений, не стоит забывать о дорожном просвете (около 10 см) и габаритах направляющей. Поэтому при расчете высоты каркаса стоит отталкиваться не от высоты листа профнастила, а от высоты участка забора, граничащего с воротами.
Вчера свершилось то, о чем мы мечтали с мая месяца – въезд на наш участок начинается с откатных ворот. Сделаны и установлены руками мужа с помощью брата-сварщика, делали они их два дня.
Речь идет о каркасе и всех элементах системы, обшивка профилем силами супруга проведена позже, так как не получилось подобрать саморезы нужной длины в цвет полотна, шляпки пришлось закрашивать дополнительно.
Естественно, все манипуляции сопровождаются постоянной сверкой уровня, чтобы исключить перекосы. Ролики привариваются к закладной по краям, чтобы расстояние между ними было почти равно половине проема – это обеспечит надежную опору для сворки и предотвратит перегрузку и перекос.
Свою откатную систему mona усложнила врезанной в створку калиткой – не было места под отдельную. Это несколько усложнило конструктив и исполнение, но результат ее полностью устраивает. Опасения, что препятствием станет порожек, не оправдались – никто не спотыкается. Так же участников обсуждения волновали возможные сложности в работе ворот зимой, но и тут все оказалось на уровне, как показала практика.
Зиму наши ворота переживают замечательно – в декабре купили и установили автоматику, откатные ворота (в отличие от распашных) удобны, а автоматические – в три раза удобнее. Снег, слякоть, не выходя из машины управляешь с пульта. О порожек калитки никто ни разу не споткнулся, полотно ворот исправно попадает в концевой ролик. И зимняя эксплуатация и самих ворот, и двигателя прошла нормально.
А участник портала alex_ сделал у себя откатные ворота с верхним креплением направляющей. Его выбор объясняется и отсутствием места под противовес, и тем, что грузовик в любом случае не заедет на участок – сразу за стоянкой под легковушку расположен декоративный пруд. Вместо покупной системы закрытого типа, когда ролики двигаются внутри направляющей, alex_ обошелся самодельной конструкцией на подшипниках.
Я отказался от движения внутри желоба и сделал конструкцию на подшипниках – покупал мотоциклетные, с закрытым механизмом. Обильно смазал литолом, почти год все работает нормально. Что характерно, ворота настолько легко «катаются», что пятилетний ребенок мизинцем их открывает.
В качестве направляющей у него швеллер, по верху которого «бегают» ролики, но так как даже при 4 метрах длины створки, имеет место небольшой прогиб по центру, он советует использовать двутавровую балку. Поддерживающая шина крепится на нижнем опорном столбе. Для желающих повторить его опыт – схема конструкции, которую реально доработать под свои условия.
alex_ в дальнейшем устранил проблему прогиба, усилив швеллер, и поставил автоматику – купил готовый комплект, но для желающих сэкономить и на этом моменте, есть полезный совет от другого умельца с портала.
Автоматику откатных ворот можно попробовать собрать на базе автомобильной сигнализации и двигателей центрального замка автомобиля. Двигатели будут включать/выключать кнопки, управляющие двигателем откатных ворот.
С ним согласен cgtw, у которого подобная система работает уже несколько лет. Когда он монтировал откатные ворота, не смог найти отдельного управляющего блока, он шел только с установочными работами. Воспользовался cgtw дешевой сигнализацией, переведя ее в служебный режим.
Полностью изготовить все элементы системы откатных ворот или смонтировать створку и закладные на базе покупного комплекта – каждый решает, исходя из собственных финансовых возможностей и навыков. В любом случае, экономия по сравнению с заказом в профильной фирме – десятки тысяч.
Подробности о разных типах откатных ворот и технологии их установки – в теме на форуме «Откатные ворота своими руками». Чтобы не только въезд, но и передвижения по участку были комфортными, прочитайте статью о самых популярных дорожках. В видео о заборе из профнастила – масса полезной информации для тех, кто решил использовать именно этот материал для основного полотна и ворот.
Как рассчитать ширину въездных ворот: личный опыт
Выбираете энергоэффективные решения?
Обратите внимание на геотермальные тепловые насосы FORUMHOUSE
Геотермальный тепловой насос EU (старт/стоп)
Геотермальный тепловой насос IQ (псевдоинвертор)
Геотермальный тепловой насос IQ (инвертор)
В первой части статьи мы рассказали о плюсах и минусах откатных и распашных ворот, а также дали рекомендации по их правильной установке и эксплуатации. Продолжаем начатую тему.
Многие начинающие застройщики сталкивались с ситуациями, когда ворота уже построены, а при попытке въехать в них большегрузного транспорта возникают проблемы. Миксер с бетоном или КамАЗ к с песком, из-за неправильно рассчитанной ширины проёма, не могут нормально заехать на участок. В результате ворота сносят при развороте бортами, мнут соседский забор, а каждый приезд грузовиков превращается в сплошную нервотрёпку. Чтобы этого избежать, советуем прочесть нашу статью, где даны ответы на следующие вопросы:
Оптимальная ширина въездных ворот
Об этом нужно задуматься сразу, как только настал черёд обустройства въездной зоны. На этом этапе многие допускают главную ошибку — делают въезд, как у соседа, или по общим рекомендациям, без учета конкретной ситуации.
Хочу сделать откатные ворота и задумался, какой ширины сделать под них проем.
Я для себя определил длину пролета для откатных ворот в 4 метра.
Интересно, а кто-нибудь делал проём шириной всего 3.5 м. Удобно ли пользоваться такими воротами?
По мнению ПаниМарина, проём шириной 3500 мм слишком неудобен, но многое зависит от угла разворота, с которого заезжает машина.
Хотя есть и противоположное мнение.
Мы хотим сделать откатные ворота длиной 3.5 м только для проезда легковушек.
А вот у пользователя портала krust четырехметровые распашные ворота, и он хотел бы сделать их ещё шире, но уже поздно.
А я буду делать 5-ти метровые ворота, чтобы могли спокойно заезжать грузовики. Думаю, что в проём шириной 3.5 м большегруз, не по прямой, да ещё с поворотом, просто не заедет. 4 метра — это самый минимум.
Итак, сколько людей, столько и мнений. Одни считают, что ширина ворот 3.5-4 метра достаточна, тогда как бывают ситуации, что может не хватить и 6-ти метров. От чего это зависит? Чтобы это понять, нужно ответить на следующие вопросы:
На первый взгляд кажется, что всё это лишнее, и можно взять усреднённое значение в 4 метра и не заморачиваться, т.к. ворота длиной свыше 4000 мм (нестандартные) автоматически приводят к удорожанию всей конструкции въездной зоны.
Я поставила себе на участок распашные ворота шириной 5 м. Участок немаленький, 30 соток, но ширина дороги всего 3.5 м, а очень важно учесть угол, под которым будет заезжать автомобиль. Когда я стала делать ворота и «утопила» проём вглубь участка на 1.5 м, то соседи надо мной смеялись. Но, когда к одному из них не смог заехать миксер, и он попросил меня пропустить бетономешалку через мои ворота, поняла, что всё сделала правильно.
Важно: конструкция ворот сильно влияет на возможность беспрепятственного въезда. Например, предварительные расчеты показали, что достаточно ширины проема в 4 метра, но надо учесть, что откатные ворота отъезжают в сторону, а у распашных есть створки, которые сильно сужают пространство для маневра.
Например, створки в идеале должны открываться на 180 градусов. Если распашные ворота снабжены автоматикой, то привод заужает проём, а кроме этого, автоматика (привод) не позволяет открыть створки более чем на 110 градусов.
Т.е. при одинаковых условиях откатные ворота открывают полный проём, а распашные создают коридор. Также створки у распашных ворот могут открываться наружу или, если позволяет место, внутрь участка. Но это означает, что придется чистить в два раза больше снега — перед воротами и на участке.
В широкие ворота въезжать удобнее и безопаснее. При строительстве забора мы сделали двое распашных ворот — 3 и 4 м. Большими воротами пользуемся постоянно для проезда грузовиков.
Расчёт оптимальной ширины распашных и откатных ворот
Многие при расчете ширины ворот действуют по следующей схеме — берут ширину грузовика, накидывают к ней еще 1 м (про запас) и думают, что сделали все правильно, и машина свободно проедет. Например, габариты обычного самосвала на базе КамАЗа:
Длина миксера уже 8.7 м + боковые зеркала, которые выступают за габариты грузовика. Итого: большегруз сможет проехать в ворота шириной 3500 мм только по прямой. Т.е. фактически грузовик для заезда должен развернуться на соседнем участке или на водоотводящей канаве, а если дорога узкая, то в такие ворота проедет только легковушка.
У меня старые ворота были шириной 3.5 м при ширине дороги 4 м. В них даже ЗИЛ не мог заехать, пришлось убирать один столб. О проезде КамАЗа даже речи не идет.
Если нет возможности смоделировать ситуацию на натуре, например, при заезде грузовика, прикинуть ширину проема, вбив колышки или положив кирпичи, то можно рассчитать проём виртуально, расчертив всё в масштабе. Для этого воспользуемся схемой Ivolgass.
Как видно на схеме выше, грузовик физически не заедет в проём шириной 3.5 м. Даже с учетом увеличения радиуса поворота за счет канавы (итого около 5.5 м), скорее всего, КамАЗ не впишется в проём или провалится колесом в водоотвод. Поэтому пользователь портала zorg считает, что надо сразу закладывать максимально возможную ширину проёма для ворот, например, 5 м.
У соседей ширина ворот 3.5-4 м. Свободно заезжает только Газель. Большегруз уже не вписывается. Лучше переплатить, чем потом бегать и думать, как загнать на участок кран или бетономешалку.
Для наглядности, как влияет ширина дороги на размеры ворот, приведём схему vopofoto.
Также бывают ситуации, когда не хватает ширины и в 5 м.
Я хочу сделать откатные ворота длиной 5500 мм. Сейчас стоят распашные пятиметровые. Дорога узкая – 5.5 м. Если сосед через дорогу поставит забор, то большегруз точно не заедет.
В итоге пользователь, купив комплект для откатных ворот с электрическим приводом и балку длиной 7 м, сварил их сам.
У пользователя портала с ником Пешеход ситуация ещё сложнее. Непростой въезд на участок и гараж на две машины. Места для манёвра нет, расстояние от забора до ворот всего 5 метров. Поэтому он сделал откатные ворота длиной 7500 мм.
Конечно, пришлось потратиться. Заложил усиленную балку. Воротам уже три года. Работают нормально. Единственный недостаток — большая парусность, поэтому изредка створки «не ловят друг друга», и надо следить за ними до момента полного закрытия. Но это мелочь.